назад

Дети и гаджеты: вред и влияние гаджетов на детей и мой опыт решения проблемы #стаканчая​​​ 057

7 месяцев назад
< Ранее Как относиться к жизни проще? Чувство юмора и серьезные люди в образе #стаканчая 040
Далее > Книги, которые меняют мышление: 4 книги, изменившие мою жизнь #стаканчая 058

Дети и гаджеты: влияние и зависимость

Нашему ребенку мы разрешаем гаджеты в супер критических случаях: например, когда реально нужно куда-то доехать, и в машине он ведет себя немного неадекватно, но это — минут 15 максимум. Почему так?

Во-первых, я заметил, как меняется мой собственный мозг в момент потребления социальных медиа. Но сам себе я — не лучший наблюдатель, поэтому, когда появился ребенок, я смог понаблюдать за первозданным видом влияния медиа на детский мозг, на способность детей мыслить, сохранять внимание и концентрацию в одном моменте. Когда мы давали мелкому телефон, изначально он смотрел один мультик достаточно долго, потом он выкупил, что мультик можно менять, нажимая на другие пиктограммы, и я увидел, что время концентрации его внимания начало постепенно сокращаться. Через 20 минут он уже сидел и раз в десять секунд просто переключал. И самое интересное: если в этой фазе у ребенка начать забирать телефон — он будет очень нестабилен психологически.

Каково влияние гаджетов на развитие детей

Я заметил и за собой такую штуку: когда у меня на телевизоре был ютуб, я тоже начинал переключать видео, просто смотря заголовки. И через 10-15 минут я уже чувствовал усталость. И я понял, что это ненормально. Понять достаточно просто — по своей реакции: если от чего-то становится плохо, то это вряд ли что-то полезное. С тех пор, в общем, ребёнку гаджеты мы не даем.

Но возникает логичный вопрос: а как же его занять? Мы включаем ему полноценный мультик, где есть сюжетная линия, потом мы его обсуждаем: кого мы там увидели, что они там делали, что понравилось, что не понравилось, какие были смешные ситуации, грустные моменты. То есть, мы об этом говорим, тем самым обучая мозг анализировать информацию, которая в него поступает, а не просто смиряться с ее вливанием. Потому что социальные медиа показывают нам не то, что мы хотим, а то, что им выгодно. И если я отпускаю ребенка в вольное плавание по этим сетям, тем самым я отдаю возможность воспитать его мозг какому-то гребаному скрипту, смысл которого — продавать рекламу. Соответственно, я получу идиота, который будет на все соглашаться и ждать от этого мира, что ему все предоставят, потому что у него не будет навыка даже выбрать.

Как минимизировать вред гаджетов для детей

А еще, обсуждая мультфильмы с ребенком, мы с ним учимся коммуницировать, общаться, и получаем от этого удовольствие. Заткнуть ребенка ютубом или какой-то бессмысленной игрой, кликером каким-то бесполезным — это самое простое, что можно сделать, но тем самым ты поставишь крест на его развитии как интеллектуального человека, способного на собственный выбор и самоанализ.

Есть вполне конкретные исследования на эту тему. Для того, чтобы не быть голословным, рекомендую посмотреть лекции психиатров. Тот же Курпатов достаточно часто об этом говорит и использует такой термин как цифровой псевдодебилизм. Это — невысокий уровень айкью, неспособность отвечать за свои действия и их последствия, неспособность сохранять концентрацию в одном моменте надолго. Вы можете посмотреть статистику по людям с синдромом рассеянного внимания — это когда человек не способен сконцентрироваться на чем-то одном, теряет способность к обучению, способность коммуницировать, дискутировать и, самое жуткое, его мозг разучивается получать отложенную во времени награду, то есть достигать чего-то. Такой человек уже увидел очень много невероятных вещей в своей жизни, например, как человек нацепил на голову камеру гоу про и сиганул со 100-этажного здания, и теперь для него прыгнуть с 2-метровой вышки в бассейн не будет классным событием. Даже если ему это понравится, он все равно внутри себя будет лохом по сравнению с тем чуваком. Это создает пассивных людей, абсолютно незаинтересованных в жизни, депрессивных и грустных.

Ребенок и гаджеты: в чему приводят соц сети

Уровень депрессии с момента появления социальных медиа, сторис и прочего (я уже молчу о вишенке на торте — тик токе) вырос, а способность людей к концентрации падает. Падает среднее время просмотра, растет ненависть и неудовлетворенность — это печальные симптомы. И еще интересная штука происходит с ученым миром. Для того, чтобы делать прорывные фундаментальные открытия, человеку очень важно умение долго о чем-то думать. А на сегодняшний день таких открытий не было уже очень давно. Если раньше на научной выставке с докладами выступало, допустим, пять человек, и рассказывало о том, что они копают какую-то одну тему, то сейчас мы увидим там 100 человек, и каждый из них делает доклад не по три часа, а по 10 минут. И эти доклады, по большому счету, ничего не значат. Это связывают именно с тем, что мы постепенно переходим к фрагментарному мышлению.

Поэтому в моем телефоне нет ни одной социальной сети и отключены уведомления. Я считаю, что идеальный инструмент для общения — это e-mail, но пока не готов перевести туда всех друзей и сотрудников, хотя рано или поздно это произойдет. И у моего ребенка тоже не будет никакого инстаграма и прочего, и я понимаю, что нас ждут проблемы. Он пойдёт в школу, да уже и в садике есть дети с тик током, так что теперь ему тоже хочется. Нас ждут вызовы, с которыми мы еще не очень понимаем, как будем взаимодействовать, но мы будем с этим взаимодействовать.

Чем заменить социальные сети и гаджет зависимость у подростков и детей

В моем детстве для того чтобы быть хуже, чем другие, нужно было, допустим, медленно бегать, а сегодня дети меряются какими-то идиотскими вещами: кто смотрел ролик страшнее или еще что-нибудь в этом духе. Я буду всячески стимулировать ребенка взаимодействовать с окружающим пространством и как можно больше сделаю для того, чтобы он научился думать и фантазировать.

А теперь немного позитивных ноток: как я вижу будущее. Я смотрю в хрустальный шар и вижу огромное количество людей, которым будет по 25 лет уже совсем скоро, и это гигантское количество абсолютно потерянных людей. И вижу разделение общества глобально на две категории:

1 — люди, которые генерируют контент, занимаются своей жизнью и показывают, как это может быть;

остальные — просто все это потребляют.

Рекомендую фильм «Идиократия» от создателей «Бивиса и Баттхеда» на тему фантазий о будущем. Я вижу, что это происходит сейчас уже: огромное количество толстых, жирных, больных людей, которые целыми днями сидят и смотрят телевизор, гаджеты, которые не способны пропускать через себя большие массивы данных, соответственно у них отсутствует навык саморефлексии. И их состояние здоровья — это лишь следствие их неспособности осознавать, что происходит в их жизни, и брать на себя ответственность.

Я бы хотел все-таки, чтобы мои дети были теми, кто генерирует контент, соответственно я беру ответственность, в первую очередь, на себя и удаляю все сначала со своего телефона. Я хочу быть примером, а не человеком двойных стандартов, который пиздит на других, а сам делает то же самое. Зеркальные нейроны никто не отменял: наши дети растут и повторяют за нами. Они не повторяют то, что мы им скажем — они повторяют то, что мы делаем. Если наши слова и действия расходятся, то ребенок будет расщепленным и не будет понимать, на что опираться. Просто заткнуть ребенка гаджетом — это выиграть в краткосрочной перспективе, но тем самым потерять долгосрочную. А долгосрочное — это самое ценное, говорю как предприниматель и просто человек, который занимается своим развитием.

Смотрите ещё на
spotify
apple podcast